Ташкентский метрополитен

Город: 

Знаменитая формула триединства зодчества: прочность, польза, красота – полностью относится к такому сложному и монументальному сооружению, как ташкентский метрополитен. Конечно, ташкентский метрополитен не может сравниться по протяженности линий и количеству станций с такими мощными сооружениями как нью-йоркское или московское метро. Однако этот вид городского транспорта является своеобразной достопримечательностью столицы Узбекистана.

До начала проектирования и строительства метрополитена, Ташкент уже пережил разрушительное землетрясение 1966 года. Высокая сейсмичность поставила перед конструкторами и строителями сложные задачи. Кроме того, непростые геологические условия – галечники, насыщенные водой, и просадочные лёссовые породы создавали дополнительные трудности. Поэтому ташкентское метро неглубокого залегания, почти на все станции пассажиры спускаются по ступеням обычных лестниц, и лишь некоторые оснащены эскалаторами. Надо сказать, что со времени пуска первой линии метрополитена в 1977 году, город пережил не один удар стихии, однако на эксплуатационных качествах подземки это никак не отразилось.

Сегодня в Ташкенте действует три линии метро общей протяженностью около 47 километров. Первая, Чиланзарская, соединила деловой центр столицы на проспекте Буюк ипак йули с густонаселенным жилым массивом Чиланзар. Узбекистанская линия связывает студенческий городок, выросший вокруг корпусов Ташкентского государственного университета с промышленными районами.  Юнусабадская линия проложена от центра города к спортивному комплексу «Юнусабад» на севере столицы, включающему теннисный стадион. Все три линии соединены между собой переходами. Большую часть пути метропоезда проходят в туннелях, но на нескольких участках рельсы подняты над поверхностью земли на эстакадах.

При строительстве ташкентского метрополитена применялись только местные отделочные материалы – розоватый и светло-серый мраморы из газганского и нуратинского месторождений, граниты и диориты разных оттенков из Кураминских и Чаткальских гор. Широко использовались традиционная для узбекского искусства поливная керамика и художественное стекло. К оформлению метро были привлечены лучшие дизайнеры и художники республики. Каждая из 29 станций имеет свое образное решение. Так, например, беломраморные колонны и огромные хрустальные люстры под высокими сводами придают торжественность станции «Мустакиллик майдони» –  Площадь независимости. Купола, декорированные орнаментом из майолики, и керамические рельефы с сюжетами из произведений великого узбекского поэта украшают станцию «Навои». Бронзовые светильники, напоминающие канделябры со свечами, на станции «Пушкинская» воссоздают эстетику эпохи начала XIX века. Перед пассажирами станции «Космонавтлар» разворачивается история освоения околоземного пространства, изображенная на панно, напоминающих иллюминаторы космических кораблей. В оформлении некоторых станций использованы традиционные узбекские орнаментальные мотивы.

В скором времени этим скоростным, самым экологически-чистым видом городского транспорта смогут воспользоваться жители еще одного крупного жилого массива – Юнусабада. Продолжается проектирование и строительство новых линий метро, в которых нуждается такой мегаполис как Ташкент.