Мавзолей Саманидов

Город: 

Мавзолей Саманидов – древнейшее сооружение в Бухаре, сохранившееся до нашего времени в своей первозданности. Он был возведен на рубеже IX и X веков для Амеда ибн Асада по повелению его сына эмира Исмаила Самани, создателя первого централизованного государства в Центральной Азии. По прошествии времени он сам упокоился в этой усыпальнице. А в 943 году здесь же был погребен и внук Исмаила – Наср.

Мавзолей не велик по размерам, что позволяет разом охватить взглядом это уникальное сооружение. Он представляет собой кубическое строение, каждая сторона которого равна примерно десяти метрам. Древние строители дали небольшой наклон внешних стен во внутрь, благодаря чему эта архитектурная миниатюра приобрела монументальность форм. В интерьере на стенах и в углах мавзолея установлены арочки, на которых покоится восьмигранное основание полусферы купола. Для облегчения большого купола по углам здания расположены малые купола. По верху мавзолея проходит сквозная галерея, имеющая сорок проемов, что добавляет легкости всему облику сооружения. Все четыре фасада мавзолея тождественны и имеют входные проемы, оформленные стрельчатыми арками, а углы оформлены мощными полуколоннами.

Мавзолей Саманидов – первое в Центральной Азии здание, выстроенное из обожженного кирпича, который использован здесь не только как строительный, но и как декоративный материал. Стены усыпальницы снаружи и изнутри сложены узорчатой кладкой из фигурных обожженных кирпичиков. Специалисты насчитывают более двадцати конфигураций использованного кирпича. Человеку XXI века, привыкшему к промышленным технологиям современного строительства, трудно вообразить, что для мавзолея Саманидов каждый кирпич из глины лучшего замеса отдельно формовали, обжигали в гончарной печи и заботливо шлифовали, прежде чем искусные каменщики принимались выкладывать рисунок стен. Мастера прошлого распорядились так, что в течение дня орнамент меняется в зависимости от освещения. Подобного способа декоративного оформления стен не знает ни один памятник мировой архитектуры. Знатоки утверждают, что лучше всего наблюдать игру светотени при лунном свете.

Рельефная поверхность кирпичиков, кроме декоративного эффекта, дает высокую степень сцепления с алебастровым раствором, что в сочетании с толщиной стен, достигающей 1,8 метра, обеспечило удивительную сохранность памятника.

Облик династической усыпальницы Саманидов неразрывно связан с согдийскими традициями и является своеобразным переходом к новому стилю среднеазиатского зодчества. Истоки его архитектурных форм специалисты усматривают в зороастрийских погребальных сооружениях и храмах огня, которых немало сохранилось в Узбекистане. Так, в доисламской архитектуре куб символизировал земную твердь, купол – небосвод, а их единение – Вселенную. Тайну очарования мавзолея исследователи видят в удивительной гармонии пропорций здания, приближенных к «золотому сечению».

Мавзолей Саманидов по праву считается шедевром, одним из совершеннейших произведений мирового зодчества.