Некрополь Чор-Бакр

Город: 

В Бухаре бытует старинное поверье, что, если за один день совершить паломничество к четырем мазарам, где похоронены святые с именем Бакр, то сбудется любое желание. Именно поэтому в мусульманском мире столь популяреннекрополь Чор-Бакр, что означает «четыре Бакра», возникший вокруг почитаемой гробницы Абу Бакра Саъеда в пригородной местности Бухары под названием Сумитан.

Возникновение культового мазара в Сумитане относится еще к эпохе СаманидовСвятой Абу Бакр Саъед был предком шейха Ходжа Ислама Джубайри, известного также под прозвищем Ходжа Калян – «Великий». В правление первой узбекской династии Шейбанидов Сумитан был передан во владение шейхам Джуйбари, влияние которых на духовную и политическую жизнь Бухары было огромным. Чор-Бакр с течением времени превратился в фамильный некрополь семьи Джубайри. На протяжении нескольких веков его территория была застроена усыпальницами с гробницами-дахмами и саганами в огороженных двориках, в которые вели ворота-дарваза. А в 1560 – 1563 годах по распоряжению бухарского правителя Абдуллахана, как дар могущественным шейхам, здесь возводятся мечеть, медресе и ханака – странноприимный дом для паломников.

Три здания были сооружены в центре некрополя на пересечении аллей. Мечеть, медресе и ханака обрамляют площадь, образуя своеобразный двор, на открытой стороне которого в начале ХХ века был установлен небольшой минарет, копирующий форму минарета Калян. К северу от мазара был разбит сад – чорбог. С четырех сторон сада высадили тополя, чинары, можжевельник, ивы, а также плодовые деревья – персики, яблони, груши, разбит виноградник и устроены цветники с розами. От городских ворот до сада на протяжении пяти километров вдоль дороги с двух сторон провели арыки и обсадили их деревьями, так чтобы Абдуллахан, направляясь в Чор-Бакр, был всегда в тени аллеи-хиабана.

Все три здания создают удивительно гармоничный архитектурный ансамбль. Главные фасады мечети и ханаки выделены порталами с просторными арочными сводами. Боковые стены зданий, выходящие в открытый дворик, оформлены двумя ярусами лоджий, что совершенно не типично для такого рода сооружений. Они переходят и на фасад медресе, замыкающего двор. Главные залы мечети и ханаки перекрыты куполами. В интерьерах этих зданий над пересечением арок и сетчатых парусов возносятся стройные барабаны с прорезанными в них окнами, над которыми в венцах сталактитов парят чаши куполов.

Тишина и покой Чор-Бакра – одного из самых выразительных и живописных архитектурных ансамблей Центральной Азии, невольно напоминают о бренности земных желаний и вечности Вселенной.