Дворец Нуруллабая

Город: 

В Дишан-Кале или Внешней крепости Хивы сохранилось несколько замечательных памятников. И один из них – дворец Нуруллабая, заложенный в 1906 году Мухаммад-Рахимбаем II. Строительство его было завершено в 1912 году. В дворцовый комплекс входят несколько дворов и садов, судилище, парадные и жилые помещения. По традиции дворец окружен мощной крепостной стеной протяженностью более 650 метров, с множеством полукруглых башен-гульдаста. В дворцовый комплекс входят несколько внутренних дворов и садов, арзхана – зал, где хан правил суд, парадные и жилые помещения и зал для приемов. К дворцу примыкает здание медресе. Главное здание окружено двухэтажными помещениями с двухсветными айванами.

Известно, что замечательный хивинский мастер-каменщик усто Курьяз Бабаджанов возвел дворцовые стены, а устоХудойберген Хаджи, прославившийся как строитель минарета Ислам-Ходжа, украсил их орнаментальными выкладками из глазурованного кирпича. Усто Нурмат и Рузмет Машариповы и усто Бабаджан Каландаров выполнили резьбу и роспись по ганчу в парадных интерьерах. Колорит роскошных росписей по ганчу восьмигранного зала и других дворцовых помещений, богато декорированных позолотой с вкраплениями красных и темно-зеленых цветов, существенно отличается от традиционного для Хивы сдержанного сочетания синих, белых и голубых тонов. Усто Ата Шихов и Исмаил Абдиниязов создали резные деревянные колонны, поддерживающие перекрытия айванов и каменные резные базы к ним.

Особняком расположен дом для официальных приемов – так называемая приемная Асфандиярхана. В создании дворцовых апартаментов участвовали не только ведущие хивинские мастера, но и приглашенные русские и немецкие художники-декораторы, которые внесли в отделку элементы европейского стиля модерн. Так, в парадных залах появились камины, выложенные изразцовыми плитками, венецианские зеркала и бронзовые золоченые люстры с хрустальными подвесками. Особенно характерен «новомодный» мраморный камин в приемной Асфандияра, украшенный ионическими колонами, меандровым орнаментом и кованой решеткой. Роспись в стиле модерн и лепнина на потолке одного из залов также выполнены в духе новых, привнесенных с Запада, веяний.