Мечеть Джами в Коканде

В XVIII–XIX веках, когда Коканд стал центром крупного и сильного государства, в городе было сооружено много больших красивых мечетей. Из письменных источников известно, что в столице Кокандского ханства было 230 квартальных и 18 пятничных мечетей. 

Строительство соборной мечети Джами – самой грандиозной в городе – было закончено в 1818 году. Однако история ее возведения началась еще в XVIII веке, когда по велению правителя Коканда Алим-хана было начато сооружениемедресе Джами на 100 худжр, а при нем – этой великолепной соборной мечети. По бытующей среди местных жителей легенде, бревна для столбов, поддерживавших перекрытие ее айвана, были присланы знаменитой поэтессой Зебиниссо, которая была правнучкой Бабура и жила в Индии. Однако после убийства заговорщиками Алим-хана строительство пришлось прервать, а кирпичи использовали для восстановления старой Кокандской Урды. И лишь в 1817 году по указанию Умар-хана заново началось возведение мечети.

Как говорят, перед закладкой первого кирпича, а это по традиции должен был сделать самый праведный и богобоязненный человек, Умар-хан трижды обращался к собравшимся с вопросом: «Есть ли среди вас человек, который не совершил в жизни ни одного греха?» И поскольку в ответ ему было молчание, то он, посчитав себя самым безгрешным, сам заложил первый камень в стены мечети. После этого Умар-хан стал известен под прозвищем «Жаннат макон», то есть «достойный рая, любимец богов». 

Главная соборная мечеть Коканда представляет собой ханаку – зимнее помещение, окруженное с трех сторон айваном. Свод айвана поддерживают девяносто восемь колонн из твердой разновидности карагача, который называют «каменным деревом». Десять таких же колонн находятся внутри ханаки. Все они покрыты прекрасной резьбой, увенчаны сталактитовыми капителями и установлены на мраморных базах. Главный фасад мечети протяженностью около ста метров обращен к востоку, выделен колоннадой и отделан декоративным карнизом, который приподнят над центральным входом, образуя так называемый кайван. По контрасту с простой кирпичной кладкой внешних стен главный фасад и интерьер мечети богато декорированы. Плафоны и балки потолка, выполненные в характерном для Ферганской долины стиле «васса джуфт», расписаны геометрическим и растительным узором. Стены украшены прямоугольными и стрельчатыми панно из резного ганча, панели – орнаментами в традиционной кокандской технике «часпак» – своего рода мозаикой из цветного ганча. 

В 1852 году, во время правления Худояр-хана, рядом с мечетью Джами был выстроен минарет из жженого кирпича высотой почти двадцать два метра. Он имеет форму усеченного конуса с шестигранным фонарем наверху. Внутри ствола устроена винтовая лестница, по которой пять раз в день поднимался азанчи для призыва правоверных на молитву. Через пять лет после возведения минарета Худояр-хан пригласил лучших мастеров и художников для реставрации соборной мечети. Для этой цели он приказал использовать двухлетний доход с вакфа – земель, предназначенных для содержания мечети и медресе. 

Уже после присоединения Кокандского ханства к России, в 1905 году был произведен ремонт мечети Джами, изрядно обветшавшей к тому времени. Средства на это богоугодное дело выделил местный богатый купец Мир Хабиб-бай. Из Армении были приглашены каменотесы, другие мастера съехались со всех уголков Ферганской долины. Среди них были и не очень опытные, так что великолепные росписи оказались закрашенными неумелой рукой. 

При советской власти медресе было разобрано на кирпичи, мечеть Джами закрыта, а главный фасад заложен кирпичом. Лишь в 1982 году мечеть была основательно отреставрирована. Заменены подгнившие основания деревянных колонн и, главное, восстановлена в прежнем виде уникальная орнаментальная роспись айвана и интерьера. Сегодня мечеть возвращена верующим и, как встарь, горожане устремляются сюда по пятницам на молитву.