Мавзолей Модари-хан

История строительства мавзолея Модари-хан связана с именем знаменитой узбекской поэтессы Надиры. Супруга и мать Кокандских ханов, она и после кончины мужа продолжала играть заметную роль в придворной жизни. Ее стихи вошли в золотую сокровищницу узбекской поэзии, а здания, сооруженные по ее велению, до сих пор являютсядостопримечательностями Коканда

Когда через несколько лет после смерти мужа Надиры, правителя Коканда Умархана, скончалась его мать, поэтесса, как и подобало благочестивой невестке, почитающей свекровь, приказала соорудить над ее могилой мавзолей. А вскореМодари-хан стал усыпальницей всех женщин ханского рода.

Первоначально гробница Модари-хан, что в переводе означает «Мать хана», представляла собой хазира – традиционный тип ферганского мемориального зодчества. Архитектурный комплекс включал купольное портальное сооружение, поминальную мечеть и обнесенный оградой двор, в котором находилось захоронение. Однако за минувшие два века от замечательного ансамбля сохранился только великолепный входной павильон.

Небольшой портал с невысоким куполом, нежным растительным орнаментом на майоликах в обрамлении парадных дверей делают все строения изысканно нарядным и пропорциональным. Стрельчатая ниша над главным входом заполнена каскадом сталактитов из белоснежного ганча. Две граненые башни, замыкающие фасад, вызывают прямые ассоциации с самаркандской мечетью Биби-ханым, как бы намекая, что оба строения были посвящены великим женщинам. Справа на одной из шестигранных плиточек зодчий оставил под глазурью дату сооружения мавзолея – 1241 год хиджры, то есть 1825 год. По преданию, в строительстве и оформлении мавзолея Модари-хан принимали участие керамисты-кулолы из Риштана и местные мастера резьбы по ганчу. Самое примечательное в декоре гробницы – это необычная отделка внутренней поверхности купола. На него нанесена ребристая спираль из ганча. А ведь спираль – один из самых архаичных элементов орнамента, известный с доисламских времен. 

Случилось так, что Модари-хан стал гробницей самой Надиры. В сороковых годах XIX века шла нескончаемая борьба кокандских ханов с Бухарой за владение плодородными долинами и оазисами. В 1842 году Коканд пал под натиском врага. Горожане и крестьяне не могли смириться с утратой свободы и независимости. Их настроения подогревали и стихи Надиры, писавшей:

     Надеюсь, что настанет
     Восход наших надежд. 

Бухарский хан Насрулла приказал казнить поэтессу, а останки Надиры захоронили в гробнице Модари-хан. В середине XX века прах поэтессы был перенесен на новое место, где воздвигнут памятник в виде беломраморной арки.