Медресе Джами

В Андижане, одном из древнейших городов Ферганской долины, сохранилось лишь несколько средневековых памятников. Ведь город за свою двухтысячилетнюю историю не раз был почти полностью разрушен землетрясениями. Однако среди строений, уцелевших под ударами стихии, в первую очередь следует назвать архитектурный комплекс Джами, занимающий территорию в полтора гектара и включающий медресе, мечеть и минарет. 

Архитектурный ансамбль начал складываться в конце XIX века, когда было возведено медресе Джами. Главный фасад этого грандиозного здания, обращенный на восток, протянулся более чем на сто двадцать метров. В центре фасада возвышается традиционный для зодчества Ферганской долины высокий портал со стрельчатой нишей. Портал завершен арочной галереей и двумя изящными угловыми башенками с декоративными фонарями. От центрального входа на север и юг расходятся два этажа келий-худжр, причем гладкие стены первого этажа прорезаны прямоугольными окнами, а худжры второго этажа оформлены лоджиями с арочными перекрытиями, в которых устроены выходы на крышу медресе. С двух сторон здание замыкают купольные учебные помещения – дарсхона. В них арочные своды переводят четверик в восьмерик и далее – в высокий цилиндрический барабан, несущий голубой купол.

Почти аскетическая отделка фасадов андижанского медресе Джами шлифованным кирпичом подчеркивает синеву узорчатых изразцов, которыми облицованы портал и барабаны куполов, и белоснежную ганчевую штукатурку портальной ниши. Главным элементом оформления интерьеров медресе являются ажурные решетки-панджара в оконных проемах и каминах. Замечательным образцом декоративно-прикладного искусства Ферганской долины можно назвать художественную резьбу входных деревянных ворот, представляющую глубокий трехплановый растительный орнамент с геометрическими бордюрами.

Первоначально медресе Джами имело традиционную планировку с внутренним двором, обстроенным с трех сторон худжрами, однако его северные и южные крылья не сохранились. Однако фасадная часть медресе производит впечатление парадности, обусловленное редкой гармоничностью архитектурной композиции, соразмерностью элементов здания и рациональностью конструкции. 

В наши дни медресе отреставрировано и в нем разместилась экспозиция литературы и искусства Андижанского областного музея истории.