Архитектурный комплекс Захириддина Бабура

Захириддин Мухаммад Бабур был выдающимся писателем и поэтом, ученым, талантливым полководцем и государственным деятелем. Захириддин Бабур родился в 1483 году в Андижане, отцом его был правитель Ферганского удела Омар Шейх, правнук Амира Темура, а матерью моголистанская царевна Михр Нигар. В борьбе за власть в Мовароуннахре Бабур не смог удержать ферганский трон и под натиском войска Шейбани-хана вынужден был с немногочисленным отрядом верных ему нукеров и могольских воинов покинуть родину и обосноваться в Кабульском уделе – вотчине династии Темуридов. Одержав несколько побед в битвах с индийскими князьями, он объединил большую часть Индии и Афганистана, создал крупное централизованное государство, вошедшее в европейскую историю как империя Великих Моголов, и основал династию Бабуридов, правившую более трехсот лет, пока Индия не попала под владычество Великобритании.

Последние годы жизни Бабура прошли в его индийской столице Агре, где он скончался 25 декабря 1530 года. Через несколько лет, как он завещал, прах его был перезахоронен в Кабуле. 

Бабур был одним из образованнейших людей своего времени и оставил богатое литературное наследие. Он известен как автор сборников газелей – диванов. Кроме того, Бабур написал около двухсот рубаи и стихотворений других жанров, причем он писал их как на персидском, так и на тюркском языке. Самые вдохновенные его поэтические строки посвящены вынужденной разлуке с родной Ферганой:

Нет родины, и счастья боле нет.
И ничего уж, кроме боли нет.
Я в этот край пришел своею волей,
Его оставить силы воли нет.

Прославило и обессмертило имя Захириддина Бабура его знаменитое сочинение «Бабур-наме», написанное на тюркском языке в прозе. Это описание событий жизни автора, военных и политических событий, в которых он принимал непосредственное участие. С удивительной прямотой Бабур пишет о своих победах и неудачах в сражениях и походах, рассказывает о событиях своей жизни, своих надеждах и их крушениях, о поисках выхода из трудных ситуаций. Все это делает «Бабур-наме» уникальным литературным произведением и бесценным документом эпохи. 

Не последнее место в «Бабур-наме» занимает описание родины Бабура – Андижана: «В Фергане семь городов, пять из них на южном берегу реки Сейхун (Сырдарьи), два – на северном. Один из городов на южном берегу – Андижан, который находится посередине. Это – столица области Ферганы. В Мавераннахре кроме Самарканда и Кеша, нет крепостей больше Андижана. В городе трое ворот, южные ворота называются Хакан, северные – Мирза. Арк Андижана находится на южной стороне… К юго-востоку от крепости стоит красивая гора. На вершине этой горы Султан Махмуд построил худжру. Ниже ее на выступе горы я тоже построил в девятьсот втором году худжру с айваном. Хотя его худжра стоит выше моей, но моя расположена много лучше: весь город и предместья расстилаются под нею».

Андижанцы свято чтут память своего великого земляка. На центральной пощади города установлен конный памятник Бабуру, его имя носят университет и библиотека, один из проспектов. А на юго-востоке Андижана, на холме Багишамал, где, по словам автора «Бабур-наме», находилась его худжра с айваном, раскинулся национальный парк Бабура с великолепным архитектурным комплексом. В парке высажены цветы и растения из различных уголков мира, более пятидесяти сортов плодовых и декоративных деревьев. 

Вход с аркой, украшенной росписью в традиционном восточном стиле, ведет на территорию архитектурного мемориального комплекса, в центре которого символическая гробница Бабура, куда замурована земля, привезенная из Агры и Кабула, с мест захоронения поэта. В состав комплекса входит памятник и музей «Бабур и мировая культура», где собрано множество редких экспонатов, рассказывающих о богатом историческом наследии династии Бабуридов. Канатная дорога доставит гостя на вершину холма, откуда расстилается незабываемая панорама любимого городаБабура. Национальный парк с мемориальным комплексом стал настоящим местом паломничества для любителей восточной литературы и поклонников таланта Захираддина Мухаммада Бабура, ведь сам он справедливо написал: «Мудрые люди называют славу вторым существованием».